Режиссировать Клон было все равно что руководить оркестром, - говорит Жайме Монжардим. Всего лишь 5 месяцев. Именно столько времени прошло, что бы Клон прошел путь от бумаги до экрана. Как только Марокко было выбрано в качестве места для знакомства Жади и Лукаса съемочная группа и основная масса актеров сериала отправилась туда. Первым испытанием для режиссера Жайме Монжардима было найти правильный цвет (оттенок) новеллы
"Марокко - это страна красновато-оранжевого цвета, этот цвет передается в коврах и тканях, в специях и солнечном свете в пустыне. Это так же цвет, который лучше всего передает сущность мароканцев, веселый, восприимчивый и гостеприимный народ", объясняет он. Как же получить этот цвет в теленовелле Клон - это сопровождало все приготовления к теленовелле: от гардероба до декораций, от съемок до фотосъемок, от диалогов до звуковой дорожки, от искусства до освещения. "Я и другие режиссеры (Маркус Шехтман и Марио Бандарра) работали все вместе, что бы найти точную точку этого баланса: настраивать всех и вся, как будто если бы мы руководили оркестром." - сравнивает Монжардим .
Для актеров войти в роль своих персонажей было не только использовать одежду их героев и понимать свои сюжетные линии сердцем. "Что бы приблизиться душой к Жади, Джованне нужно знать, как мусульмане живут, но прежде всего чувствовать себя одной из них во время съемок. То же самое происходило с другими актерами. Цвета, освещение, звук, окружающая среда, все было предусмотрено, и поэтому они могли глубоко проникнуть в свои роли" - добавляет он.
Уникальный опыт
Другая часть съемочной команды посетила клиники искусственного оплодотворения где разговаривали с генетиками, в то время как режиссеры, часть актеров, сценографы, гримеры, продюсеры и разные технические работники уехали в Марокко, где они оставались 40 дней, взяв с собой 2000 фунтов камер, видео и звуковой аппаратуры.
«Это был уникальный опыт для нас. Мы снимали в пустыне Сахаре, при жаре 127 градусов по Фарингейту, мы сняли караван из 24 верблюдов и 12 бедуинов; переделали магазины в Фесе и собирали комнаты; снимали по 10 сцен в день. И всегда старались не тревожить жизнь мороканцев. Мы не могли остановиться в городе,» - говорит Жайме Монжардим. На морокканских улицах и в домах, все было удивительным для нас: мусульмане в длинных туниках (djellaba) и покрытые лица женщин, которые говорят только глазами; великолепные мечети (дома для молитв), куда могут входить только мусульмане; сигнал к молитвам; фонтаны с розовыми лепестками; козлиные головы, выставленные в магазинах; верблюды в пустыне; привычка людей предлагать обмен; танец живота, на свадебных празднествах; страсть женщин к футболу.
Ядовитая змея.
Это путешествие запомнилось еще и из-за неожиданного происшествия; камеры перестали работать из-за жары, обувь расклеивалась после контакта с горячим полом. Эпогеем этих несчастий стало то, что рядом с палаткой, где снимались любовные сцены Жади и Лукаса обитала ядовитая змея. По возвращению в Рио, в студии Globo Network (Rede Globo) в районе Jacarepagua съемки потекли в новом русле. Сценографами была построена копия города Фес. Были также построены декорации для района Сан Кристовао, где жили Латиффа и Мохамед, а так же дом Лукаса и Майзы и дом Албиери.
Оркестр под управлением Жайме Монжардима в Клоне включает в себя специальные эффекты, поэтому Лукас, Диогу и Леандро (всех играет Мурилу Бенисиу) появлялись вместе в сценах и послесъемочных картинках Рио де Жанейро.
Все это сделало Клон особенной симфонией для всех. "Я очень счастлив сейчас. Эта новелла, за всю мою карьеру, стала созревшим плодом" - говорит Жайме Монжардим.